Железные призраки прошлого

Автомобильная история

СтатьиСтатьиСтатьи
Cтарое железо и софт

МузейМузей ПКМузей
Старые компьютеры

МузейМузей автоМузей
Старые автомобили

МузейБаза данныхМузей
Старые компьютеры

ФорумФорумФорум
Полигон призраков

ОбщалкаКонкурсыКонкурсы
Статьи и фото



Искать на сайте:
SEAT 131 Mirafiori vs ВАЗ-2105 "Жигули"



Сергей Устриков aka phantomserge

Основные параметры участников сравнения:


Марка и модель: SEAT 131 Mirafiori

Годы производства: 1975-1982

Тип кузова: 4-дверный седан; 2-дверный седан; 5-дверный универсал

Двигатели: 1,3; 1,4; 1,6; 2,0; 2,0-diesel; 2,4-diesel; все - I4

Длина: 4230 мм

Ширина: 1644 мм

Высота: 1381 мм


Марка и модель: ВАЗ-2105 "Жигули"

Годы производства: 1980—2010

Тип кузова: 4-дверный седан

Двигатели: 1,2; 1,3; 1,4; 1,5; 1,6; все - I4

Длина: 4145 мм

Ширина: 1620 мм

Высота: 1446 мм



Советский автолюбитель в массе своей не задумывался над тем, что зачастую ездит на западной технике. Адаптированной для нужд советского человека, конечно. Все началось еще в 20-30-е годы. Лицензионные копии Ford-A колесили по дорогам Страны советов под названием ГАЗ-А, чуть позже их сменил Ford Model B в обличии знаменитой "эмки", после войны Opel Kadett K38, доставшийся нам по репарациям вместе с заводом, выпускался как Москвич-400. Ну а самый наглядный и уже не скрывавшийся факт (заимствования у Ford и Opel не особо афишировалось) - постройка в Тольятти завода для выпуска автомобиля 1966 года, итальянской малолитражки FIAT 124.

Машины под названием "Жигули" быстро стали признаком успеха у советского человека. Слегка адаптированный итальянский автомобиль два с лишним десятилетия был самой желанной машиной для любого автолюбителя.

И лишь с приходом новых времен и возможностью приобрести "настоящую" иномарку флер автомобиля для избранных слетел с "Жигулей". Со временем из объекта желания эти машины превратились в объект насмешки и критики: дескать, получив у ФИАТ-а машину, советские конструкторы продолжали использовать заложенные в нее возможности на протяжении многих лет. Мол, на западе все уже давно отказались от древней конструкции FIAT 124 в пользу современных переднеприводных автомобилей, утверждали критики. И лишь ВАЗ продолжал, слегка перекраивая внешний вид, эксплуатировать все ту же конструкцию 66-го года.

Так ли это?

Посмотрим, что же продавал сам FIAT в конце семидесятых-начале восьмидесятых. И насколько продукция туринского концерна отличалась от продукции Волжского Автозавода.

В этом сравнении нам поможет SEAT 131 - точная копия FIAT 131 Mirafiori, модели, пришедшей на смену FIAT 124.




Многим моделям ФИАТа была уготована долгая жизнь. Не исключением стал и FIAT-131 и его испанский двойник SEAT. В Европе машина продавалась до 1985-го года, а в Турции их продолжали выпускать с минимальными изменениями до 2010-го


Думается, что советский автолюбитель, не избалованный разнообразием, с удовольствием сел бы за руль испанского седана. Это была хорошо знакомая, проверенная временем конструкция: двигатель впереди продольно, привод на задние колеса. Появившись в 1974-м году, машина продержалась на конвейере 10 лет, пережив два, как сейчас бы сказали, фейслифтинга в 1978 и в 1981.

В этих внешних изменениях и есть самое интересное для нас, поскольку конструктивно автомобиль не менялся.

Для сравнения возьмем ВАЗ-2105. В принципе, можно было бы брать любую "классику", просто "пятерка" мне кажется максимально близкой визуально.

Итак, что и как добавляли и изменяли советские и итальянские дизайнеры и конструкторы.

1. Замена фар. Вместо круглых появляются квадратные. Полное совпадение: у Mirafiori первых серий фары были круглыми, эволюция от ВАЗ-2101 к ВАЗ-2105 тоже содержала замену фар.

2. Задние фонари. То же самое. От серии к серии у СЕАТа, вслед за "родительской" моделью фонари становятся крупнее, от модели к модели увеличиваются фонари у "Жигулей".

3. Отказ от хрома. Решетки радиатора, бамперы и другие декоративные элементы лишаются блеска у ВАЗ-овских машин точно так же, как у Mirafiori. Если в 1974 бампер сияет хромом, то в 1978-м машина получает новые, пластиковые бамперы черного цвета.


Можно, конечно, заподозрить ВАЗ-овцев в том, что они модернизировали свои машины с оглядкой на итальянцев. То есть, некоторое влияние ФИАТ, имевший большой авторитет в СССР в начале семидесятых, мог сохранить и после окончания прямого сотрудничества. Как дети, подрастая, во многом непроизвольно копируют своих родителей, так ВАЗ во много шел по схожему с FIAT пути.



Эпоха прямых линий и острых углов лучше всего прослеживается в дизайне таких машин, как вазовская "пятерка" и СЕАТ-131. В восьмидесятых эта мода сошла на нет, а в девяностых и позже машины в таком стиле смотрелись уже динозаврами


Заглянем внутрь.



Итальянские конструкторы поступили, на мой взгляд, странно, разместив в самом "козырном" месте приборной панели часы. Вряд ли этот прибор настолько важен для управления автомобилем. В остальном дизайн салона вполне на уровне европейских тенденций семидесятых-восьмидесятых. Односпицевый руль, оказывается, использовал не только Citroen


Вид салона ВАЗ-2105 хорошо знаком всем, кто хоть раз ездил на "Жигулях". То есть подавляющему большинству населения одной шестой части суши. На фото предсерийный вариант, но от обычного он практически не отличается


Хотя советский автолюбитель, усаживаясь за руль, не задумывался, что садится в копию западной машины, зачастую так оно и было. У FIAT-131 имелось несколько клонов и наследников, но вот в СССР эта машина так и не попала. А во времена, когда СССР уже закончился, мода на FIAT и его клонов прошла. И встретить модель 131 на дорогах бывших союзных республик можно было нечасто и в девяностые годы. Учитывая склонность всех ФИАТов и их единокровных братьев к преждевременной коррозии, теперь, спустя четверть века после снятия машины с производства, повстречать ее - большая удача.

А про ВАЗ-2105 сказать такие же слова нельзя будет еще минимум лет десять. Может быть, это и хорошо. Иногда приятно встретить на дороге привет из семидесятых - угловатый и неказистый. Вот если бы еще не опасность для водителя и пассажиров, конструкция, как-никак, шестидесятых годов...



Погоня СССР за Западом закончилась не обещанным обгоном, а, увы, вылетом страны в кювет. Многие советские машины так и остались более или менее удачными клонами итальянских, немецких или французских прототипов



Обсудить статью на форуме.

© Текст, фотографии - Сергей Устриков aka phantomserge

© Железные призраки прошлого - 2012 г.

Опубликовано 29.01.2011 г.


Дополнения или поправки на phantom@sannata.ru

 

Обсудить статью в форуме     Оставить запись в гостевой книге.

Написать письмо авторам.



Вернуться в раздел

База данных по старым компьютерам | Музей старых компьютеров | Конкурсные статьи и фото | Ссылки



Авторские права и условия копирования материалов