Железные призраки прошлого

Автомобильная история

СтатьиСтатьиСтатьи
Cтарое железо и софт

МузейМузей ПКМузей
Старые компьютеры

МузейМузей автоМузей
Старые автомобили

МузейБаза данныхМузей
Старые компьютеры

ФорумФорумФорум
Полигон призраков

ОбщалкаКонкурсыКонкурсы
Статьи и фото



Искать на сайте:
ZUK-A07 vs УАЗ-452



phantomserge

Основные параметры участников сравнения:


Марка и модель: FSC Zuk A-07

Годы производства: 1970 - 1998

Тип кузова: фургон

Двигатели: 2,1 I4

Длина: 4330 мм

Ширина: 1820 мм

Высота: 2220 мм


Марка и модель: УАЗ-452

Годы производства: 1965 - н.в.

Тип кузова: микроавтобус; фургон

Двигатели: 2,4 I4

Длина: 4360 мм

Ширина: 1940 мм

Высота: 2090 мм



Раз уж тема микроавтобусов и фургонов открыта "Нысой", придется продолжить. Дороги страны советов не отличались разнообразием: "Жигули", "Москвичи", "Волги" и "Запорожцы", вот и все, что можно было встретить из легкового транспорта (продукция ИЖмаша - перелицованные "Москвичи", а различные СЗД можно вообще не принимать во внимание). С грузовиками примерно такая же ситуация. Беднее всего дела обстояли в области машин, которые сегодня мы бы назвали "малым коммерческим транспортом": пара модификаций легковых авто с кузовом "универсал", ижевский "каблук", продукция РАФа и УАЗа в роли "маршруток", медицинского и милицейского транспорта, вот и всё. Естественно, стране не хватало микроавтобусов и на помощь пришел народ, как тогда говорили, братской Польши. Славянские братья успешно гнали к нам сделанные на базе нашей же "Победы" фургоны: "Нысы" и "Жуки". Про последний и пойдет речь...


В 1950 году в городе Люблине под советским руководством была основана Fabryka Samochodów Ciężarowych - предприятие по выпуску грузовиков. Уже в ноябре 51-го, аккурат к 34-й годовщине Октябрьской революции, из заводских ворот выезжает первый Lublin-51 - копия советского ГАЗ-51. Надо отдать полякам должное, они не ограничились копированием и тиражированием советских образцов. Известность и успех Люблинскому предприятию принес не советский грузовик, а микроавтобус с названием Zuk. "Жуки" появились в 1959 году и до самого распада соцлагеря поставлялись в СССР.

ZUK-A07 стал, наверно, одной из самых распространенных "иномарок" на улицах наших городов. Некоторые из них все еще докатывают свои километры по окраинам бывшей империи, хотя в Прибалтике я не видел их на ходу уже несколько лет.



ZUK-A07 - микроавтобус, фургон, полицейский и медицинский транспорт: в Польше он использовался во всех сферах


В "соперники" Жуку возьмем знаменитую "буханку" - УАЗ-452. Среди прочего, любопытна она тем, что выпускается и по сей день! Вот уж яркий пример автомобильного долгожителя, ведь год рождения "буханки" - 1965.

ZUK-A07 прожил не такую долгую жизнь, он появился на свет в 1970-м и снят с производства в 1998-м. Тоже не так уж мало по автомобильным меркам, но рядом с ульяновским микроавтобусом выглядит бледновато :-)




"Буханка" появилась на пять лет раньше "Жука". И до сих пор сходит с конвейера


Сравнивать внешний вид Жука и "Буханки" интересно: первый словно вычерчен линейкой, сплошь прямые линии с едва заметными скруглениями: мода конца шестидесятых (вспомните, к примеру, ВАЗ-2101, он же ФИАТ-124); вторая же полностью оправдывает свое прозвище, никаких рубленых граней, округлости и припухлости - и правда сдобная "буханка". Заглянем внутрь:



ZUK прост, как любой пролетарский инструмент - ничего лишнего. Двигатель S-21 представлял из себя дальнейшую модернизацию мотора M-20, ставившегося на "Победы" и "Варшавы". Фото с форума польских любителей Нысы и Жука


Шкалы спидометра, градуированной до 120 км/ч, было более чем достаточно. Даже в пору молодости Жуки могли развить не более сотни. Фото с форума польских любителей Нысы и Жука


УАЗ, кроме всего прочего, при разработке большинства своих автомобилей должен был учитывать требования военных. А это означало, что машина должна быть максимально простой. И, как следствие, максимально некомфортной. Какой комфорт для солдата - у солдата служба. Получилось вот что:



Бог с ним с удобством. Хуже была рулевая колонка, направленная, как копье, прямо в грудь водителю. Так же, впрочем, как и у Жука. Фото отсюда


Главным же отличием двух машин была не внешность. Главное отличие снаружи вообще почти не заметно, если, конечно, не заглядывать под машины. И заключалось оно в том, что УАЗ, в отличие от поляка, машина полноприводная. И здесь, конечно, противопоставить ЖУКу нечего - в такой глухомани, где встречались и встречаются "буханки", о польском микроавтобусе и не слыхали. Наверно, именно поэтому УАЗ до сих пор собирают на заводе в Ульяновске - нет пока другой машины ему на замену для российской глубинки.




ZUK в естественной среде обитания


"Буханка" в естественной среде обитания


И напоследок о Жуке. Во второй половине девяностых судьба занесла меня на эстонский хутор. Выйдя покурить, я заметил в глубине двора машину - это был "Жук" традиционного бледно-оранжевого цвета. Хозяин хутора, заметив мою заинтересованность, предложил: "Нравится? Покупай!".

К счастью, я не купил тот Жук. Уже тогда он был на последнем издыхании, эти машины эксплуатировались безжалостно, и большинство из них через семь-восемь лет представляли жалкое зрелище. Этот "Жук" был как раз из таких, сильно побитый ржавчиной, с замусоренным салоном и полуживым двигателем. Он так и остался на том хуторе, где и окончил, скорее всего, свои дни, в ближайшем будущем. Уже много лет я не видел на наших дорогах ни одного Жука.

А в Польше - поди ты - ездят до сих пор...



Встретить "Жука" на дорогах становится все сложнее...



Обсудить статью на форуме.

© Текст, фотографии - phantomserge

© Железные призраки прошлого - 2011 г.

Опубликовано 30.12.2011 г.


Дополнения или поправки на phantom@sannata.ru

 

Обсудить статью в форуме     Оставить запись в гостевой книге.

Написать письмо авторам.



Вернуться в раздел

База данных по старым компьютерам | Музей старых компьютеров | Конкурсные статьи и фото | Ссылки



Авторские права и условия копирования материалов