Железные призраки прошлого

Компьютерная история

СтатьиСтатьиСтатьи
Cтарое железо и софт

МузейМузейМузей
Старые компьютеры

ФорумФорумФорум
Полигон призраков

ОбщалкаКонкурсыКонкурсы
Статьи и фото



Искать на сайте:
Про "Микрошу"



Эта статья прислана на конкурс.

Сергей Беличенко

Мой первый компьютер "Микроша" подарил мне отец в 1989 году, когда я учился во втором классе. Технические характеристики можно посмотреть здесь: http://ru.wikipedia.org/wiki/Микроша




Снизу на корпусе было написано белой краской по чёрному шильдику, что произведён он Лианозовским заводом и стоит 500 рублей (советских). Упакован он был в коробку из серого картона с наклеенной на неё рекламным листом (белые буквы на красном фоне). Содержание примерно такое: ПЭВМ "Микроша" поможет в учёбе, игре и создании музыки. Развивает сообразительность и реакцию. И т.д. и т.п.. Помимо системного блока, напоминающего гипертрофированную клавиатуру в коробке находились: блок питания весом около килограмма, модулятор и кассета с программным обеспечением МК-60. Поверх родной наклейки кассеты была наклеена цветная наклейка, гласившая, что тут записаны именно программы, именно для ПЭВМ "Микроша". Для надежности на обеих сторонах кассеты было продублировано одно и то же.

Мы подключили его ламповому черно-белому телевизору "Рекорд В-310" и кассетному магнитофону "Ритм М-202". Разъём для магнитофона на Микроше был один и для чтения и для записи, поэтому приходилось переключать кабель на магнитофоне то на выход, то на вход. По первому гудку программы на кассете надо было без опозданий нажать ВК (enter). Экран темнел и начиналась загрузка. После, в среднем, 5 минутного прослушивания экстазических воплей магнитофона (рекомендовалось не убавлять звук во избежание помех) на экран выводились в столбик начальный адрес программы, конечный адрес и контрольная сумма. Часто после загрузки программы контрольная сумма (четвёртая строчка: адрес (число в шестнадцатеричном коде) и знаки "?" и "!") не совпадала и программа (игра) либо вообще не запускалась, либо работала с интересными глюками. Иногда, если не сделать холодный ресет (вкл./выкл. рубильника на блоке питания) игры в памяти как бы перемешивались. Примерно там, где у современных клавиатур расположена клавиша "Esc" у Микроши была длинная узкая чёрная клавиша с написью "сброс". Он возвращала в из программы назад в командную строку. Если начальные адреса программ не совпадали, то в памяти можно было уместить до 3х разных программ. Например, программный пакет "Бест С": последовательно загружались редактор, компилятор, а потом уже собственно исходный текст программы. После загрузки пакета уже не надо был в ручную перематывать ленту к началу файла и по гудку нажимать ВК - можно было просто ввести имя файла и поставить кассету на воспроизведение.

Телевизор в то время у нас был и получше Рекорда (цветной "Рубин" 910), но на нём не была выведена ручка подстройки развёртки по горизонтали и обрезался левый край экрана примерно на 5 знакомест, полностью скрывая приглашение командной строки. Модулятор изначально работал на частоте 5го метрового канала, выводя белые буквы на тёмном фоне. Через пару лет частота "уплыла" и картинка стала передаваться на 11 частотном канале (в Москве и области на ней вещает РТР) уже чёрными буквами по беловато-сероватому фону) потом уже я подключал Микрошу к телевизору Сони, через видео вход самодельным шнуром: тюльпан - советский пяти штырьковый разъём.

Запись одной игры или программы на кассету МК-60 стоила 3 рубля (сама кассета 5 рублей). Мне потом подарили ещё две таких кассеты. Одна из них была записана с двойной скоростью, и для чтения программ с неё надо было менять значение регистров в подпрограмме загрузчика "Системного Монитора". До сих пор помню эти коды:




А вот из периферии так ничего и не купили, хотя принесли рукописный "прайс":

модуль цветности 200 руб. и игра его поддерживающая "Лунный патруль";

джойстик - 25 руб.


От Микроши у меня надолго сохранилась привычка сильно долбать по клавишам, так как там они были довольно тугими на металлических пружинках и металлических контактах. Иногда на кнопках со стрелками (из-за игр) контакты обламывались, и приходилось менять на сервисе блок сразу из трёх клавиш. Всего клавиш было 56.

Латинские буквы там были только заглавные, а русские - и заглавные и строчные, похожие на шрифт "каллиграф". Русская раскладка клавиатуры - стандартная (ЙЦУКЕНГ), а латинские буквы шли на таких же русских по принципу транслита. При нажатии клавиши F1 слово Copyright превращалось в "Цопыригхт".

Графического режима на Микроше не было, и в играх всё рисовалось символами псевдографики: были специальные символы в виде человечка, яблока, лопаты и т.п. Они печатались при удерживании клавиши УС и нажатии буквенной клавиши:




Комбинация клавиш УС и РУС/ЛАТ отключала спикер, который при печатании латиницей потрескивал при нажатии клавиши, а в режиме "рус" - звонко пощёлкивал...
При включении режима "рус" загорался красный светодиод с подписью "рус", расположенный между алфавитно-цифровым и "стрелочно - F1-F5" блоками клавиш (напоминает дополнительную цифровую клавиатуру, только в место клавиши Num Lock была клавиша со стрелкой, выполняющая функции клавиши Home). Слабое подобие графического режима (в графическом редакторе, играх Болдере и Диггере) достигалось использованием символов крупной точки со смещением по разным углам знакоместа. Эти мои любимые игры до сих пор порой гоняю в эмуляторе:




Саму Микрошу в настоящее время отец хранит где-то в гараже. Возможно, скоро пришлю фотографии.

Скриншоты сделаны в эмуляторе: Emu80/SDL v. 3.01 beta, который можно скачать с сайта: http://emu80.org/

Хороший и содержательный сайт про Микрошу: http://home.onego.ru/~bav9/9.html



Фото 1.



Фото 2.



Фото 3.



Фото 4.



Фото 5.



Фото 6.



Фото 8.



Фото 9.



Фото 10.



Фото 11.



Обсудить статью в специально созданной ветке форума. Эта статья прислана на конкурс.

© Текст, фотографии - Сергей Беличенко

© Железные призраки прошлого - 2008 г.

Опубликовано 24 февраля 2008 г.


Дополнения или поправки на phantom@sannata.ru

 


На главную страницу сайта

На страницу конкурсов



Авторские права и условия копирования материалов