Железные призраки прошлого

Компьютерная история

СтатьиСтатьиСтатьи
Cтарое железо и софт

МузейМузейМузей
Старые компьютеры

ФорумФорумФорум
Полигон призраков

ОбщалкаКонкурсыКонкурсы
Статьи и фото



Искать на сайте:
Играй с нами, играй как мы, играй лучше нас!



Эта статья прислана на конкурс.

Olich (автор участвует в конкурсе под псевдонимом)

Детей всех поколений привлекают рассказы о детстве их родителей. Им интересно узнать, во что играли мама и папа, бабушка и дедушка. Вот и мы не исключение: мои детки, просиживая часами за компьютером и осиливая какую-то очередную суперпупернавороченную стрелялку-бродилку, периодически переводят затуманенный взгляд «…ну ты ничего не понимаешь…» на свою продвинутую маманю. А ведь когда-то и мы так смотрели на родителей, которые компьютер вообще видели первый раз. Уж и не говорю о том, что подобная штуковина дома – роскошь. Какие-то игры запомнились на всю жизнь, а другие забылись, оставив в памяти лишь обрывки фраз и ощущение чего-то приятного и светлого. Наверное, это и есть кирпичики, из которых строится сооружение под названием «счастливые детские воспоминания». Ну что – поделимся друг с другом этим счастьем? Будем вспоминать вместе!

Год за годом компьютерные игры становятся все более реалистичнее и красочнее. Если еще несколько лет назад определенные компьютерные игры мы считали шедеврами в техническом исполнении, а сейчас… да, без слез не взглянешь. Но мне кажется, каждый человек моего поколения (80-82 годов выпуска) помнит первые компьютерные игрушки... то с чего, собственно, мы и осваивали компьютер.

Ну-ка, что вспомним? Древний человек в набедренной повязке ходит с дубинкой и если кого-то ударит, разлетаются кости… конечно, просто хитовая игрушка PREHISTORIC. Да уж, если бы не заветная дубинка, не прожил бы наш герой вне своей уютной пещеры и пары минут.


PREHISTORIC    PREHISTORIC

PREHISTORIC    PREHISTORIC


А красненькая крышечка прыгает-скачет везде, по облакам летает… ну, да – COOLSPOT. Постарались разработчики: сделали пробку-мутанта с руками, ногами и глазами. Так вот, пробки, оказывается, живут вполне полноценной жизнью. То есть ходят, общаются, попадают в передряги... Среди пробок есть даже героические пробки, готовые придти на помощь пробкам, попавшим в беду.


COOLSPOT    COOLSPOT

COOLSPOT


Верхом логического мышления и поводом для восхищения одноклассников естественно была игра «Цивилизация». Всем классом обсуждали, что и как, итогом игры был захват противника, а если исхитрится – отправить корабль на Альфу Центавра, и ты герой пожизненно.


Цивилизация    Цивилизация

Цивилизация


А еще была игрулина Socoban, "Dizzy"… ах, да, суицидальные «Лемминги», боец Дьюк из одноименной Duke Nukem (тогда еще Nukum), головная боль моих родителей (в прямом смысле слова) «Xenon» - игра «Прощай клавиша пробел», когда от беспощадного стучания в такт саундтрэку от Bomb The Bass малюсенький космический кораблик выдает «мегатонны ракет и патронов, под которыми волны вражеских объектов исправно превращаются в космический мусор. Удачно пролетев мимо колонны неприятелей и выступающей скалы кораблик залетает к барыге-инопланетянину, дабы прикупить апгрейдов: возможность откладывать мины, ракетную установку, способность "нырять" и ещё много вкусного».


  

  



Мой великовозрастный папа предпочитал «MORTAL COMBAT» и бился, что называется, до последнего. Судя по всему, особо грел его душу этап «Fatality».


  



Что еще? «Prince of Persia» - вечное спасение бедной принцессы, «Worms» - вооруженные до зубов воинственные зловредные червяки.


Prince of Persia    Prince of Persia

Worms    Worms


Наверное, все мамы того времени были без ума от «LINES» - меня надолго не хватало.


LINES

LINES


Эх, ностальгия, аж слезы наворачиваются. Но особо нежно мною был любим «Supaplex». Вот о нем и пойдет речь.


Supaplex


Маленький красный шарик Мерфи (Murphy) , весьма и весьма позитивно мыслящий, ходит… нет, бегает… нет, наверное, катается (рук-ног-то у него нет!) по внутренностям компьютера, удирает от ножниц, питается электронами и собирает всякие штучки. Субъект очень милый – улыбается во все тело. Когда на время прерываешься передохнуть или подумать – начинает грустить, а потом и вовсе зевать. А какую он корчит рожицу, когда толкает тяжеленные шары! Милашка. Кстати, имя Мерфи можно перевести как… картофелина.


Воистину великая игра! Классика! Было время, когда авторитет в игровом мире в моих детских глазах приобретал тот человек, кто проходил Supaplex. Вот это настоящий пример супермегаусилий! Рубились в нее по-страшному: домашний компьютер был поделен по времени. Мы с папаней довольно много прошли, а мама была в отстающих. Некоторые уровни ей не давались. Так мы за то, чтобы показать каким способом можно пройти очередной сложный уровень, из нее просто веревки вили (например, просили диковинную конфетку, а время было тотального дефицита). Прошло время... теперь моя мама, будучи уже бабушкой, вьет веревки из внуков – подсказывает в особо сложных местах: они ей и посуду моют и манную кашу едят.

И ведь нет в этих играх никаких 3D график и навороченного звука, видео, света, оружия. А вот затягивают, интересно играть, не надоедает...

Итак, Supaplex (Супаплекс) - бродилка, созданная в 1991 году Майклом Стоппом (Michael Stopp) и Филипом Джесперсеном (Philip Jespersen) из Dream Factory. По сути, явилась существенно переработанным и расширенным клоном Boulder Dash. Игра была выпущена для платформ Amiga, Atari ST и MS-DOS. Из-за аппаратных проблем версия для PC работала с разными скоростями по мере улучшения характеристик ЦПУ. Для решения этой проблемы Герман Перк (Herman Perk) дизассемблировал игру, отладил, и скомпилировал обратно, получив в результате версию Supaplex-SpeedFix. Название, вероятно, образовано от слов супер и плекс — компонента, кластер, сетевая структура (как, например, в словах дуплекс, триплекс) (спасибо, справочник всея народов Wikipedia).


Наша цель – 111 уровней: есть совсем простенькие, а есть и практически непроходимые. Мерфи с нашей помощью нужно преодолеть все трудности компьютерного мира (образные естественно) и дойти до выхода – желтый квадратик с буквой "E" («EXIT», взрывать не пробуйте – бесполезно!) , предварительно слопав необходимое количество инфотронов (согнутые разноцветные проволочки, кто-то видит в них цветочек)


В зависимости от уровня этих самых заветных инфотронов бывает с запасом, тогда можно и пропустить парочку, а может быть и впритык и тогда приходится изощряться и собирать все. Вот тут-то и поджидает засада – как правило, из-за последнего, так необходимого «цветочка» и застреваешь.

Вроде бы все допотопно. Ан нет! В действительности, чтобы все это реализовать, нужно решить сложные логические задачи. Неплохо бы запастись выдержкой и терпением, так как один неверный ход может стоить нашему красному другу жизни. Способов отправиться в мир иной достаточно много: может что-то упасть сверху, можно подорваться, а можно и просто застрять и тогда помогает только суицид.

Кроме того, успешному завершению миссии будут препятствовать... ножницы (sniksnak). Не понятно, что они делают внутри компьютера, но, тем не менее, их более чем достаточно и они, с каким-то бешеным остервенением пытаются сожрать Мерфи. Несмотря на излишнюю подвижность, интеллектом они не обладают, проявляя выраженный стадный инстинкт - ходят только вдоль стен и, как правило, кучками. Можно сталкивать на них Zonk'и (тяжелые шарики) , от чего ножницы взрываются, можно даже идти с ними на лобовое столкновение, уворачиваясь в последний момент, от чего ножницы начинают ходить не вдоль стен, а вокруг себя. Кстати, здесь тоже есть подвох: мало их взорвать, нужно отойти на безопасное расстояние, а то накроет :-)

Сходными с ножницами свойствами обладают ELECTRONы: , они мечтают о смерти Мерфи, но, если на них чего-нибудь свалить, то будет взрыв и появятся заветные инфортроны. Данное чудо происходит только на зеленых платах на квадрате 3х3.

Кроме того, в наше распоряжение поступает такое мощное оружие как диск-бомба. И даже не одна, а целых три вида: взрываемые от падения или удара, взрываемые централизованно от терминала, и "поедаемо-срыгиваемые" с часовым механизмом на две секунды (не забудьте отойти подальше, а то тоже достанется!). Ими можно взрывать как стены, так и Zonk'и, и ножницы с электронами. В качестве средства управления прилагается пульт TERMINAL , нажимаем на него и БА-БАХ! Все желтые дискеты взлетают на воздух вместе со всем окружающим.

Да, забыла совсем: бегает наш кругляшок по зеленым печатным платам – BASE (основа) , в принципе они безвредны – движению никак не мешают, а даже помогают: можно прогрызть ход и спрятаться, чтобы ничем не придавило; при грамотном прогрызании можно удержать сыпящиеся Zonk'и и т.д. А еще без них не пройти уровень с гравитацией – только по ним можно подниматься вверх. Однако не стоит терять бдительность и при движении по, казалось бы, безопасным местам. Судя по всему, в компе есть какие-то неполадки и те самые платы периодически искрят – BAG (не дай Бог вас посетит такое же счастье!). Выглядят они как обычные - зелененькие, но попытка съесть ее в неподходящий момент заканчивается весьма и весьма печально: «картофелина» зажариться (читай: умрет). Противная вещь - их нельзя отличить от основных плиток, когда они не являются активными. Будьте осторожны!


Вы думаете это все сложности? Нет! Есть еще чипы RAM-CHIP , препятствие, мешающее движению. Его можно, а иногда и нужно, взорвать. Но есть подвох – в отличие от зеленых плат, на чипе ничего не задерживается (его нельзя использовать как опору) и может запросто пришибить. Еще производитель игры предусмотрел плиты HARDWARE : скукотища - двигаться мешают, не взрываются и не сдвигаются, лбом не прошибаются…чтобы обойти необходимо применить мозговой штурм (не в прямом, а в переносном смысле).

Шлюз (порт) . По первой, пока не разберешься в принципе работы, доставляют массу хлопот. Это своего рода пропускной пункт, порой (и чаще всего!) только в одну сторону, на это и попадаешься. Через шлюз не могут пробираться другие существа и это радует – есть куда удрать. С одной стороны порт шире чем другой – это односторонний порт. Порты с равными (маленькими) сторонами – двухсторонние: путь открыт в обе стороны. Порт с четырьмя путями позволяет проходить прямо горизонтально и вертикально, но нельзя делать поворот внутри. Секрет (кстати, для меня стал известен только после изучения буржуйского сайта): эти самые порты являются включателями/выключателями гравитации, но визуально это не видно: надо пробовать, батенька!

Если уровень оказался слишком сложным, его можно пропустить, но только дважды. В противном случае, когда возможность пропуска уже использована – придется мучить уже пропущенные. Сохранений в игре нет. Успешное прохождение уровня регистрируется для игрока автоматически. Любой уровень можно пройти повторно, и попытаться улучшить время.

Как правило, где-то на уровнях застревали и никуда с места не сдвинутся. Тогда кто-то умный в нортоне EDITором взломал игрушку и нас научил: нужно было найти кодировку нужного значка и скопировать и… вуаля! играем дальше!


Управление не представляет особой сложности, наверное, как и все игры того времени: стрелки курсора (вверх, вниз, влево, вправо), пробел (выдать дискетку из недр своего организма) и ESCAPE (прервать прохождение уровня). Ах, да! Забыла про секрет: одновременный пробел и стрелка курсора – Мерфи поедает зелененькую плату или инфотрон не перемещаясь. Это открытие (в игре описания этого волшебства не было: особо внимательные могли заметить фишку в демо!) было спасением – по-другому некоторые уровни просто не пройти.

В главном меню можно создать до 20 разных профилей игроков, таким образом хватало на всех: на семью, на друзей и на друзей друзей, так как еще раз повторюсь – компьютеры были далеко не у всех.

В нижней левой части экрана отображается информационная панель; первое число указывает, сколько электронов осталось собрать, второе - сколько есть дискет для подрывных работ.

Еще секрет! В зависимости от того, как отбегаешь в сторону от камней, они по-разному падают и, как оказывается, это тоже важно.


Что касается моего опыта. Игрушка занимала мое сознание около 1,5 лет. Однако два уровня так и не были пройдены (кажется, 109 и еще какой-то, не помню уже). Ох, сколько раз хотелось удалить этого мерзопакостного колобка, но самолюбие не позволяло! Помощи в прохождении ждать было неоткуда. Это сейчас есть сайт игры, фан-клуб игры и т.д., где выложены все прохождения.

Но, как известно, все новое – это давно забытое старое, поэтому была создана версия для windows WinPlex с кучей других новшеств (бесплатная!). Скачала, попробовала… интересно, конечно, но как-то не так: и колобок не такой симпатичный :-(, неприлично зубаст и пучеглаз. Что еще нового? Чипы из оригинальной игры получили надпись ".86", а значок выхода сменился логотипом Internet Explorer. Теперь, помимо прохождения уровней, можно делать их самим в специально предусмотренном редакторе.




Официальная страничка игры на сайте фирмы-разработчика.

Прямая ссылка на игру: http://elmerproductions.com/sp/software/supaplex.zip










Качайте, играйте и вспоминайте прошлое и свое детство!


Напоследок.


Все старые игрушки становятся просто шустряками на новых компах. Есть всякие замедлялки-уменьшители, но у меня как-то не пошло. И тогда я добыла из своей сокровищницы… чудо! Знаете что? Ноутбук фирмы Commodore, марки c386sx-lt.


Commodore c386sx-lt


Творение американских умов 1991 года. Он у меня боец – огонь и воду прошел и все еще в строю. В Россию мой «дедуля» приехал в 1991 году (до сих пор загадка - каким образом?). Если верить интернету - на момент приобретения стоил около 4500 долларов США (что по официальному курсу доллара на 1991 год: около 3000 рублей, а по коммерческому курсу (что более вероятно) - ок. 135 000 рублей - безумные деньги). Девайс работает - операционка Win 3.1, Norton Commander, в качестве "word"а - Лексикон. Лично мной активно использовался в период с 2000 по 2003 года на работе (печатались документы), а потом отправился на покой. И вот тут такой случай! В общем, мы оба от общения друг с другом получили величайшее удовольствие!


Обсудить статью в специально созданной ветке форума. Эта статья прислана на конкурс.

© Текст, иллюстрации - Olich (автор участвует в конкурсе под псевдонимом)

© Железные призраки прошлого - 2009 г.

Опубликовано 19 марта 2009 г.


Дополнения или поправки на phantom@sannata.ru

 


На главную страницу сайта

На страницу конкурсов



Авторские права и условия копирования материалов