Железные призраки прошлого

Компьютерная история

СтатьиСтатьиСтатьи
Cтарое железо и софт

МузейМузейМузей
Старые компьютеры

ФорумФорумФорум
Полигон призраков

ОбщалкаКонкурсыКонкурсы
Статьи и фото



Искать на сайте:
Descent 2: 3D-шутер или симулятор?



Эта статья прислана на конкурс.

Александр Унтевский

А мне летать, а мне летать,
А мне лета-а-ать охота!
Песенка Водяного из м\ф "Летучий корабль".

Вступление


Сначала несколько слов о том, почему я, собственно, выбрал для обзора именно эту игру.

Ну что ж... До Десанта я играл во многие игры, но постепенно большинство из них мне надоели. Особенно это касается типичных 3D-шутеров, где нужно ходить по унылым техногенным коридорам, и отстреливать каких-то киборго-мутанто-демонов. :-)

Мне захотелось чего-то нового. И тут на сборнике игр от Фаргуса мне попалась игра Descent - первая и вторая части. Моё внимание она привлекла необычным движком и нетипичным игровым процессом. Эту игру часто относят к жанру 3D-шутера, но я бы назвал её неким гибридом 3D-шутера и симулятора самолёта или космического корабля. Из симулятора там взяли возможность летать в любых направлениях, вращаться вокруг любых осей и т.д. Из 3D-шутера - несколько упрощённую, по сравнению с симуляторами, систему управления, а также замкнутое пространство коридоров, где происходит действие; валяющиеся повсюду предметы, которые можно подбирать и некоторые другие аркадные элементы. Многим управление в этой игре кажется сложным, но именно это меня поначалу и привлекло, это был своего рода вызов - научиться виртуозно летать и маневрировать в узких коридорах.

В общем, эта игра несколько выделяется из общего ряда, поэтому я и выбрал её для своей статьи.

В этой статье используется GIF-анимация, поэтому, пожалуйста, включите её поддержку в вашем браузере.


Немного об истории игр серии Descent


Информацию, изложенную в этой части, я взял, в основном, из Википедии:


http://ru.wikipedia.org/wiki/Descent_(игра)
http://en.wikipedia.org/wiki/The_Descent_2
http://en.wikipedia.org/wiki/Descent3

Издателем всех трёх оригинальных частей игры выступила фирма Interplay Productions, разработчиком первых двух - Parallax Software, третьей части - Outrage Entertainment.

Первая версия Descent вышла в 1995 году. Системные требования первой части Descent были вполне "демократичными" - 386 33 МГц/4 МБ ОЗУ. При этом её движок по многим параметрам превосходил другие аналогичные игры. Так, в таких играх как Blood и Duke 3D, которые вышли даже позже первого Десанта, были использованы спрайтовые модели персонажей, тогда как в Десанте все персонажи были полностью трёхмерные. Кроме того, в других играх того времени, особенно из категории 3D-Action, движок не был полностью трёхмерным - там можно было только слегка наклоняться, при этом перспектива сильно искажалась. А в Десанте можно было вращаться произвольным образом в любом направлении, да и вообще летать в полностью трёхмерном пространстве. Тем не менее, игра не стала такой популярной, как всем известные Doom, Quake, Blood и Duke 3D. Связано это было, видимо, с тем, что в Десанте довольно сложное управление, которое отпугнуло многих геймеров.

Вторая часть под названием Descent 2 вышла через год - в 1996-м. Вот обложка диска Descent II :




На первый взгляд, изменения в ней были не существенны. Если вы сравните скриншоты первой и второй частей, то вряд ли заметите разницу. Тем не менее, вторая часть стала своего рода "работой над ошибками", и это существенно улучшило игру. Системные требования несколько "подросли" - 486 DX 50 МГц/ 8 МБ ОЗУ. Но изменения стоили того. Например, появилась возможность играть с более высоким разрешением - вплоть до 800х600 (до 1280х1024 с ключом -superhires), тогда как в первой части поддерживалось только разрешение 320х200. Кроме того, был улучшен звук - частота дискретизации выросла до 22 КГц. Относительно геймплея - наиболее существенное нововведение, по моему мнению, это Guide-bot - он существенно упростил ориентирование в запутанных коридорах игры. Добавили также несколько разных предметов: ускоритель (Afterburner), фонарь и др. Я прошёл вторую часть Десанта, и она показалась мне наиболее интересной из всех трёх. В ней, с одной стороны, присутствует некий "антураж" и стиль, характерный для старых игр, а с другой стороны - сделано много разных улучшений, благодаря чему игра стала значительно интересней по сравнению с первой частью.

В том же 96-м году вышло и дополнение к Descent 2 - "Descent II: The Vertigo Series". В этой модификации было добавлено 12 новых уровней, а также сделаны некоторые другие улучшения. Я только недавно с большим трудом нашёл этот аддон, скоро буду в него играть. :-)

В 1999 году вышла третья, на данный момент последняя, версия игры - Descent 3. Это уже полноценное Win32-приложение, и системные требования у него соответствующие: как минимум Pentium 200 МГц, 32 МБ ОЗУ и 3D-акселлератор. Поддерживается рендеринг в Direct3D, OpenGL и 3dfx Glide. Я прошёл эту игру, и могу посоветовать её тем, кто не хочет заниматься настройкой DOS и т.п. То есть тем, кому ближе стандартные Windows программы с обычным интерфейсом, стандартным инсталлятором и т.д. Как ни странно, хоть игру разрабатывала и другая фирма - Outrage Entertainment - им удалось сохранить атмосферу первых 2-х частей. Из нововведений можно отметить, например, возможность выбрать один из 3-х кораблей, несколько отличающихся по характеристикам. Появилась возможность летать по открытой местности, добавлено новое оружие, новые противники и т.д. В общем, игра получилась достаточно красочной и интересной. Особенно сетевая часть - есть множество различных вариантов сетевой игры, чего стоит, например, т.н. Monsterball, этакая разновидность футбола в трёхмерном пространстве, с специально разработанными для него уровнями. Очень занятный вариант мультиплеера.

Не обошлось, правда, и без досадных багов. Например, очень трудно настроить чувствительность мыши так, чтобы можно было нормально играть. Мне это удалось только ручным редактированием файлов конфигурации. Кроме того, на изображении периодически возникают различные артефакты, вроде предметов, которые меняют свою форму при изменении точки зрения и т.д. Но в целом игра получилась вполне играбельной.

Компания Interplay Productions давно обещает выпустить четвёртую часть, но что-то не похоже, что она выйдет скоро...

Существует также множество игр, похожих на Descent игровым процессом или внешним видом. К примеру, тот же Forsaken или Descent: FreeSpace. Есть также множество портов Десанта для современных платформ:


http://d1x.warpcore.org/
http://icculus.org/d2x/
http://www.descent2.de/d2x.html
http://www.dxx-rebirth.com/

Где скачать?


По интернету разбросано довольно много различных вариантов Descent 2. Например, он есть на сайте old-games.ru:

http://www.old-games.ru/game/download/252.html
Там есть и полная и сокращённая версия, мануал и т.д. Вот здесь я собрал различные ссылки на Descent 2 в Интернете:

http://www.yourmoney.land.ru/descent2.html
В общем, можете воспользоваться Google'ом - он даёт довольно много ссылок, но в основном на демо-версии.

Я имел дело в основном с "урезанной" версией игры (не демо) - там нет заставок и тому подобного. К сожалению, мой интернет не позволяет скачать полную версию. Недостаток таких урезанных версий - при переходе на некоторые уровни игра вылетает в ОС. У меня это было при переходе на 5, 13 и 17 уровни, и в конце. Это связанно с тем, что перед новым уровнем должна быть заставка, а её удалили... Исправить это можно запустив игру с параметром -disablesound . Правда, при этом в игре не будет звука. Я когда-то делал так: играл в обычном режиме, перед переходом на "сбойный" уровень сохранялся, выходил из игры, запускал её снова с ключом -disablesound , переходил на новый уровень, сохранялся и перезапускал игру снова - теперь уже со звуком. В общем, лучше пользуйтесь полной версией игры.

Существует несколько сайтов, целиком посвящённых играм Descent 1 и 2:

http://www.descent2.de/
http://www.descent2.com/

Технические нюансы


Игра Descent имеет следующие системные требования:

Минимальные: MS-DOS 5.0, IBM PC-совместимый компьютер с процессором 486DX 50 МГц или выше, 8 МБ оперативной памяти.

Рекомендуется: процессор Pentium, 16 МБ оперативной памяти, 16-битная звуковая карта.

Эта информация взята из руководства пользователя. Если говорить о практике... Я играл в него на 486DX4-100/8 MB RAM/512 KB ISA videocard. Играть можно было, но только на разрешении 320x200, не больше. Иногда притормаживало, но терпимо. Также играл на компьютере K6-200/32 RAM/2 MB VRAM S3 Trio videocard. На этой конфигурации всё работало отлично - даже на 800х600. Думаю, для игры будет достаточно первого Пентиума и 16 МБ ОЗУ, видеокарту же лучше PCI. Если с Вашей видеокартой в игре нельзя выставить разрешение выше 320х200, попробуйте воспользоваться драйвером UniVBE из состава Scitech Display Doctor - мне это помогло с древней VLB-видеокартой.

Процесс установки зависит от того, какую версию вы используете. Для большинства сокращённых версий достаточно просто распаковать архив с игрой в какую-нибудь папку. Такая версия после установки займёт на диске около 60 МБ.

Не забудьте загрузить драйвера вашей звуковой карты, и установить переменную Blaster. Также Вам понадобится драйвер мыши, т.к. играть без неё в Descent практически невозможно. Я использовал CuteMouse - с ним у меня не было никаких проблем. Кстати, даже выведенная на максимум в игре чувствительность мыши показалась мне низкой. Её можно несколько увеличить, воспользовавшись при запуске ctmouse.exe ключом /R99 .

После установки Descent 2 запустите программу setup.exe, чтобы настроить параметры вашей звуковой карты. Можно воспользоваться опцией "Auto Detect Sound Hardware" - программа попытается сама найти все параметры. Если не получилось, попробуйте ввести их вручную через "Change Digital Sound Card". Параметры воспроизведения MIDI-музыки задаются через пункт "Change Music Card". Тут есть ещё пункт "Select VR Device" для выбора устройства виртуальной реальности - шлема и т.д. У меня ничего такого нет, поэтому про этот пункт ничего сказать не могу. Выйдите, сохранив изменения - теперь можно запускать саму игру. Остальные настройки делаются там - в отличие от многих других игр, где, например, управление нужно настраивать через setup.exe .

Игра, как ни странно, работает даже на относительно современных компьютерах. Например, на моём Athlon XP 2600+/512 RAM/Video 128 MB Radeon 9200/sound Creative SoundBlaster PCI model CT4740 (на чипе CT5880), она вполне нормально запустилась как в чистом DOS (из состава Windows 98), так и в Windows XP, и в Windows 98. Были, правда, две проблемы. Первая - низкая чувствительность мыши в игре. Если в DOS это можно было откорректировать через параметры командной строки драйвера, то в Windows мне это не удалось сделать. Вторая проблема - космический корабль в игре трясётся со страшной силой. Видимо, это должно было бы быть плавное покачивание на струях реактивных двигателей, однако, из-за высокой скорости компьютера, получилась этакая "марсианская трясучка". К счастью, это довольно легко исправить, достаточно просто поднять разрешение игры хотя бы до 640х480 точек. После этого эта тряска становится вполне терпимой. Ещё одно - в Windows XP мне не удалось добиться нормального звука в игре (VDMSound не пробовал). Также пробовал играть на конфигурации K6-233 MHz/32 MB RAM/video S3 Trio 2 MB VRAM/Creative Sound Blaster CT4180 (на чипе Vibra16C) - всё работало нормально. Через DosBox 0.72 игра тоже пошла без проблем.
Запускается игра файлом descent2.exe . Вот возможные параметры командной строки:

-Verbose - показывать подробную информацию о процессе загрузки игры;
Производительность:
-LowMem - снизить детализацию анимации для улучшения производительности;
-NoLowMem - принудительно включить высокую детализацию анимации;
-NoMemCheck - не проверять, достаточно ли памяти;
-NoDOSCheck - не проверять версию DOS;
-NoFileCheck - не проверять, достаточно ли File Handles в системе;
-NoHighRes - отключить режим 640х480 для меню и видео;
-ForceVesa - включить линейный буфер VESA;
-Subtitles - включить английские субтитры в видео;
Устройства ввода:
-NoMouse - отключить мышь;
-NoJoystick - отключить джойстик;
-JoyPolled - какая-то опция для джойстика под OS/2;
-JoyBios - использовать джойстик через BIOS;
-JoyNice - Joystick poller allows interrupts to occur (не знаю, что это... :-) ;
-GamePort - использовать игровой порт Colorado Spectrum Notebook;
Звук:
-Volume v - громкость звука, v должно быть между 0 и 100;
-NoSound - выключить звук и музыку;
-NoMusic - выключить музыку;
-DisableSound - полностью выключить звуковую подсистему, и видео в том числе;
-NoLoadPats - отменить загрузку патчей для Gravis Ultrasound;
-Sound22K - использовать частоту дискретизации звука 22 КГц;
-Sound11K - использовать частоту дискретизации звука 11 КГц;
-No16Bit - отключить 16-битный звук в видео;
Сеть:
-CtsRts - включить контроль потока через CTS/RTS;
-NoNetwork - отключить сетевые драйверы;
-NoSerial - отключить драйверы последовательного интерфейса;
Есть также недокументированный ключ -superhires - он позволяет использовать высокие разрешения вплоть до 1280х1024 точек.

Начальная настройка игры


Итак, вы запустили игру. Сначала вам предложат создать себе профиль (или выбрать существующий). Это, кстати, ещё одно отличие от других игр того времени - большинство из них (по крайней мере, из 3D-шутеров), не поддерживали профили игроков. Все настройки и сохранения привязываются к вашему профилю, т.е. на одном компьютере могут последовательно играть несколько человек, и каждый из них будет иметь свои настройки и набор сохранённых игр - очень удобно. Просто введите имя для профиля и нажмите Enter. После создания и выбора профиля вас попросят выбрать устройство ввода. Обычно нужно выбрать мышь (Mouse). Затем вы увидите главное меню:




Настроим нужные нам параметры - выберем Options. Вы увидите примерно следующее:




Sound Effects & Music... - настройка звука и музыки, думаю, тут вы сами разберётесь.
Controls... - а вот сюда зайдём...
В списке у вас должна стоять точка около Mouse, естественно, если вы собираетесь играть мышью. Можете зайти в Customize above... и настроить параметры мыши, например, инвертировать Pitch U/D, если захотите. Joystick/mouse sensitivity лучше выведите на максимум. Дальше заходим в Customize keyboard. Дело в том, что, по-моему, настройки клавиш управления по умолчанию абсолютно никуда не годятся. Я предлагаю такие настройки:
Slide left (скольжение влево) - A
Slide right (скольжение вправо) - D
Accelerate (движение вперёд) - W
Revers (движение назад) - S
Afterburner (дожигатель, форсажная камера, ускоритель) - Q
Flare (вспышка) - E
Slide up (скользить вверх) - R
Slide down (скользить вниз) - F
Bank left (поворот против часовой стрелки) - LShift
Bank right (по часовой) - LCtrl
Cycle primary (циклический перебор первичного оружия) - Z
Cycle secondary (циклический перебор вторичного оружия) - X

Остальное можете настроить по своему усмотрению. Pitch forward\backward и turn left/right я бы поставил на стрелки курсора - это упростит управление ракетами Guided missile. Cruise ... - это управление т.н. круиз-контролем, т.е. вы можете сделать так, чтобы корабль летел вперёд с нужной вам скоростью, при этом вам не нужно держать кнопку "Вперёд". Rear - "оглянуться" назад. Bomb - установить мину. Headlight - включение фонаря. Energy->Shield - включить преобразователь Энергия-Щит. В общем, остальные настройки не так важны. Главное, чтобы основные клавиши управления были у вас всегда под левой рукой, и вы могли их нащупать вслепую. В первую очередь это касается первых пяти пунктов - Slide left, Slide right, Accelerate, Revers, Afterburner. Вот схема основных клавиш, с которой я играл:




Я не случайно уделяю так много внимания настройке клавиатуры. Именно в этой игре правильная настройка клавиатуры - залог успеха. Без удобного положения клавиш управления вы пройдёте максимум несколько первых уровней, а потом у вас начнутся трудности.

Ну, продолжим нашу настройку. Вернёмся в основное окно Options. Brightness - настройка яркости. Detail level - уровень детализации графики. Если у вас хотя бы Pentium 1 - попробуйте поставить всё на максимум. Screen resolution - установка разрешения экрана. У Descent 2 есть два режима вывода на экран - с кабиной (w/ cockpit) и без неё (w/o cockpit). В первом случае на экране будет панель с различной полезной информацией, во втором - эта же информация будет отображаться поверх основного изображения. Почему-то в режиме с кабиной можно выбрать только разрешение до 640х480, не больше, тогда как без кабины можно выбрать и 800х600, и даже до 1280х1024, если вы запустили игру с ключом -superhires .

Пункты Primary/Secondary autoselect ordering предназначены для установки приоритета различного оружия. Т.е. здесь можно определить, какое оружие будет выбрано в первую очередь, если вы его подобрали, или в вашем текущем оружии кончились патроны. Оружие вверху имеет высший приоритет. Перемещать его в списке можно кнопками Shift+Вверх/Вниз. Оружие, находящееся под разделителем Never autoselect вообще не выбирается при переборе всего оружия, его можно выбрать только нажав соответствующую цифровую клавишу.

Toggles - некоторые дополнительные настройки. Ship auto-leveling - автоматическое выравнивание корабля. Когда эта опция включена, если вы наклонили космический корабль, он будет автоматически выравниваться. Я эту опцию отключаю - мне не нравится, как она работает, но поначалу проще играть с ней. Show reticle - показать/убрать прицел. Missile view - показывать на маленьком экранчике вид "с носа" выстрелянной ракеты, пока она летит к цели. Headlight on when picked up - включать фонарь, как только вы его возьмёте. Show guided missile in main display - я советую включить эту опцию, она позволяет вывести изображение с Guided missile на основной экран. Escort robot hot keys - включить/выключить горячие клавиши управления Guide-bot. Always show highres automap - показывать карту в высоком разрешении.

Ладно, с настройками закончили, теперь можно и поиграть. Но сначала...


Сюжет


Сюжет в этой игре есть, как ни странно. Однако, даже если вы его не знаете, это не сильно повлияет на прохождение игры. :-) Чтобы сюжет был понятней, надо начать с первой части игры. Итак... Некий неизвестный компьютерный вирус инфицировал все компьютерные системы на горнодобывающих предприятиях компании Post Terran Minerals Corporation (PTMC), размещённых по всей солнечной системе. Роботы на шахтах этой компании вышли из под контроля и захватили шахты. Вы - наёмник, имеющий кодовое имя "Material Defender MD1032". Компания PTMC решила нанять вас, что бы вы разобрались с ситуацией. Для этого вам дают специальный боевой космический корабль - Pyro-GX:




Собственно, первая часть Десанта начинается с брифинга, где Ваш наниматель рассказывает несколько бюрократическим языком о сложившейся ситуации, а параллельно показывают мысленные комментарии Material Defender'а - довольно циничные, надо сказать. Затем вас с кораблём отправляют на различные рудники для их "зачистки". Вы последовательно должны очистить всю солнечную систему от заражённых вирусом роботов - начиная с Луны, и заканчивая спутником Плутона Хароном. Попутно спасая персонал захваченных роботами шахт. Однако даже после успешного завершения вашей миссии вам не дают вернуться в штаб-квартиру корпорации, т.к. считают, что Ваш корабль тоже может быть заражён тем же вирусом. Именно на этом и кончается первая часть Descent.

Вторая часть начинается с того, что во время дозаправки на поясе астероидов с Material Defender'ом связывается его наниматель, и сообщает, что по контракту он должен выполнить дополнительные задания, иначе ему не заплатят. На этот раз вас отправляют уничтожить заражённые вирусом рудники где-то в глубоком космосе, за пределами солнечной системы. Для этого ваш корабль оборудуют специальным приводом, с помощью которого он может достигнуть отдалённых шахт PTMC. Сначала вас отправляют в систему Zeta Aquilae, что, как я понимаю, означает звёздную систему Зета созвездия Орла. Тут вы и начинаете свою работу.


Игра


Итак, после того, как вы в главном меню нажмёте New и выберете уровень сложности, посмотрите брифинг, ваш корабль материализуется, наконец-то, на первом уровне. Pyro-GX может летать в любых направлениях, а также вращаться вокруг любой оси (с помощью соответствующих клавиш):




На первый взгляд, графика в игре кажется несколько неказистой. Но тут стоит сделать поправку на то, что игра 1996-го года. Конечно, текстуры в игре не слишком большие, поэтому, если подлететь к какому-нибудь предмету в упор, то он становится несколько размытым. Но, в общем, графика вполне неплохая. Коридоры и персонажи сделаны полигональными моделями, спрайтовая графика используется только для некоторых спецэффектов и мелких предметов. Интерьер помещения несколько однообразен - тут нет мебели, каких-то сложных механизмов и т.д. На стенах и потолке установлены различные светильники, пульты, мониторы, на которых обычно показывается некая анимированная абракадабра. На разных уровнях отличаются текстуры стен - это может быть камень, лёд и т.п. Попадаются и различные большие металлические конструкции в духе решётчатых тунелей, ферм и т.д. Кстати, в игре есть что-то вроде динамического освещения, т.е. при полёте, скажем, луча лазера, стены освещаются по мере его продвижения вперёд. Можно разбить светильник - тогда в соответствующей части помещения станет темно. Иногда, после активной перестрелки, в помещении практически не остаётся ни одного целого фонаря, что сильно усложняет ориентирование. Вы, правда, можете использовать свой фонарик, устанавливаемый на корабле - но его ещё надо найти. Действие происходит только в закрытом помещении - на небо посмотреть не получится.

Что касается физики, то она в игре не слишком проработана, так как там довольно мало предметов, с которыми можно взаимодействовать. Впрочем, роботы в игре реагируют на различные воздействия вполне правдоподобно - их можно толкать, при попадании ракеты где-то рядом с роботом его отбрасывает ударной волной. В игре есть оружие, которое стреляет с отдачей, или, например, его заряды могут рикошетить от стен и т.д. При взрыве ваших противников в стороны разлетаются обломки. Вмонтированные в стены пульты, экраны и светильники можно разбить выстрелами. Есть также разновидность дверей, которые тоже можно подорвать. В общем, некое подобие физики в игре есть, для своего времени сделано неплохо, но не идеально.

Что можно сказать о звуковом сопровождении? MIDI-музыка вполне на уровне, хотя я бы не сказал, что она чем-то выдающаяся... Но вполне соответствует атмосфере игры. Есть поддержка General MIDI. В полной версии есть и CD-аудиотреки.

А вот звуковые эффекты сделаны очень хорошо: звуки ваших противников (у каждого свой), двигателей, гудение силовых полей, выстрелы, взрывы, звуки открывающихся дверей, бульканье лавы - всё сделано на высшем уровне. Естественно, звук стереофонический - можно легко определить направление на источник. В общем, моя оценка звуковых эффектов - "отлично".

Ну ладно, мы отвлеклись - вернёмся в игру. Разберёмся-ка, что показывает наша приборная панель:




Щит, это, собственно, "здоровье" вашего корабля. Пополнять его можно подбирая вот такие вот шары:




Если ваш щит уменьшается, то утончается и синяя "аура" вокруг изображения корабля в центре панели. Ещё один способ, которым можно пополнить щит, это найти вот такое устройство (Energy->Shield converter):




Чтобы им воспользоваться, нажмите T (по умолчанию) - энергия начнёт превращаться в щит. При этом у вас должно быть больше ста единиц энергии, иначе процесс не пойдёт.

Уровень энергии показывает соответствующий индикатор (обозначенный на схеме Энергия) и две жёлтых полоски по сторонам от него. Энергия используется для стрельбы из некоторых видов оружия, например, лазеров. Также её потребляют всякие приспособления, такие как ускоритель, фонарь и т.д. Чтобы её пополнить, нужно собирать вот такие звёздочки:




Также можно пополнять энергию в специальных комнатах подзарядки, вроде такой:




Просто залетаете в это жёлтое "поле", и ваша энергия начинает расти. Но таким образом можно подзарядиться только до 100 единиц, чтобы получить больше, нужно собирать звёздочки.

Заряд ускорителя - показывает запас энергии в ускорителе (Afterburner). Ускоритель позволяет вам летать намного быстрее, подзаряжается он от энергии.

Что такое "Первичное оружие" и "Вторичное оружие" думаю понятно? Для стрельбы первичным оружием используется левая кнопка мыши, вторичным - правая. Выбирать первичное оружие можно клавишами 1-5, вторичное - 6-0 , или соответствующими клавишами циклического перебора (в моей раскладке - Z и X). На многих цифрах может быть по два оружия, тогда выбор между ними можно сделать повторным нажатием этой цифры. Обратите внимание, что некоторое оружие нельзя выбрать циклическим перебором - можно только нажав соответствующую цифровую клавишу. Например, так нужно выбирать бомбы и управляемые ракеты. Сделано это для того, чтобы вы случайно не подорвались, к примеру. Т.е. чтобы выбрать бомбу, нужно нажать цифру 8, чтобы выбрать управляемую ракету - 7. Сначала вам дали только лазер уровня 1 (самый слабый из всех - стреляет двумя красными лучами) и несколько Concussion Missile, т.е. ракет, взрывающихся от попадания в цель. Такими ракетами во врагов попасть довольно трудно, т.к. они летят медленно, и вражеские роботы успевают сместиться. К счастью, ракета создаёт при взрыве некую зону поражения, так что даже если вы промахнулись, есть вероятность, что кого-нибудь заденет ударная волна.

В соответствующих экранах указывается также и боезапас для текущего оружия. Некоторые его виды требуют своих патронов, другие используют энергию (как лазеры, например).

Кроме лазера и ударных ракет у вас также есть Вспышка (Flare), но назвать её оружием трудно... Она стреляет этаким светящимся кристаллом, который втыкается в стены и некоторое время освещает всё вокруг. Её можно использовать для разбивания всяких непрочных предметов.

Счёт - это просто некие очки, которые по окончанию уровня заносятся в таблицу рекордов.

Жизни - показывает количество имеющихся у вас запасных кораблей. На прохождение игры вам даётся три попытки. Если Ваш корабль взрывают, то вы снова материализуетесь в исходной точке. Но это не полный рестарт уровня, так как у вас остаются все ключи, все открытые вами двери тоже остаются таковыми, убитые враги по-прежнему в небытии и т.д. Плюс к этому, вы можете найти то место, где взорвали ваш корабль, и собрать весь ваш старый "инвентарь". А вот если у вас закончились все жизни, то нужно начинать уровень заново, если, конечно, вы не сохранились.

Ключи - показывает, какие у вас есть карточки-ключи из трёх возможных - красного, синего и жёлтого. Если какой-то ключ есть, то соответствующая лампочка горит, как в данном случае красная. В игре есть два типа дверей, обычные:




Они открываются либо если вы в них "ткнётесь", либо от выстрела любого оружия. Это бывает удобно, если вам надо открыть двери на лету. Второй тип - это двери, требующие ключа:




Цвет оформления таких дверей показывает, какой для них нужен ключ. Тут - красный.

Самонаводящаяся ракета - мигание этого индикатора показывает, что на вас нацелена такая ракета, и нужно срочно сбегать в укрытие.

Сообщения - здесь показываются информация о том, что вы только что подобрали, сообщения Guide-bot и т.д.

Бомбы - показывает тип и количество выбранных бомб (мин).

С приборной панелью разобрались.

Помимо клавиш управления кораблём, вы можете воспользоваться множеством других полезных горячих клавиш, а именно:
F1 - справка по клавишам;
F2 - опции, то же, что и Options в главном меню;
F3 - показать/убрать кабину;
F4 - бросить маркер (это своего рода маячок, на карте он показывается мигающей точкой);
F5 - включить запись игрового процесса (что-то вроде видеозаписи). Эта же клавиша - остановить запись. После остановки вас попросят ввести имя файла. Файлы сохраняются в каталоге Descent2\Demos, посмотреть их можно через пункт главного меню View demo.
PAUSE - пауза в игре;
-\+ - изменить размер экрана;
Shift+F1/Shift+F2 - переключение вида в правом/левом экране. Этими клавишами вы можете выбрать, что будет показываться в этих экранах - тип текущего оружия, вид назад (своего рода зеркало заднего вида :-), вид с камеры Guide-Bot.
PrnScr - сделать скриншот (он сохраняется с расширением PCX в папке с игрой);
Shift+F5/Shift+F6 - бросить первичное/вторичное оружие;
Shift+F7 - калибровать джойстик.
Alt+F2/Alt+F3 - сохранить/загрузить игру;
Esc - прекратить игру и выйти в главное меню.

Да-а, клавиш и разных настроек в этой игре много... :-)

Но вернёмся в игру. Я расскажу, для примера, как пройти первый уровень, ну а дальше вы уж сами, если захотите. Перовое, что вам надо будет сделать - найти Guide-bot, он же Робот-гид, он же Гид-бот. На первом уровне это не представляет сложности. Прямо от точки, где вы появились, направляйтесь вправо. За углом вы увидите "темницу", где за решёткой будет метаться некое создание небесно голубого цвета, издавая при этом мурлыканье. Постреляйте в решётку, чтобы его освободить. Вот так он (или она?) выглядит:




Guide-bot - очень полезная штука! Она будет показывать путь к нужному вам сейчас месту. Всё, что вам нужно делать - следовать за ней. Более того, вы можете управлять Guide-bot, для этого нужно нажать Shift+F4 - появится такое меню:




Нажав нужную цифровую клавишу вы даёте Guide-bot приказ. Возможные варианты:
0 - найти следующую цель, т.е. пункт, куда вам надо попасть;
1 - найти "звёздочку" - пополнение энергии;
2 - найти комнату для подзарядки энергией;
3 - найти пополнение щита;
4 - найти любой предмет;
5 - найти робота;
6 - найти заложника;
7 - приказ "Держись от меня подальше";
8 - найти оставшиеся после взрыва вашего корабля предметы;
9 - найти выход;
T - отключить сообщения.

Можно также вместо этого меню сразу использовать клавиши Shift+0-9. С самого начала Guide-bot находится в режиме "0", т.е. ищет следующий пункт назначения. Если вы отдали ему какой-нибудь приказ, например, найти энергию, то после того, как вы возьмёте найденный предмет, Guide-bot опять вернётся в режим "0" поиска следующей цели. После освобождения Guide-bot вам напишет: Finding red key, т.е. "Ищем красный ключ". Летите вслед за ним. Не волнуйтесь, если вы отстали, то Guide-bot вернётся за вами. Тут вы, вероятно, и повстречаетесь с первыми врагами. Вашими противниками будут различные летающие роботы. Кстати, в отличие от многих других игр, у них есть некое подобие интеллекта. Особенно это заметно на высоком уровне сложности - на нём вам будет ой как не просто справиться даже с самыми слабыми роботами. Они уворачиваются, маневрируют, прячутся в укрытиях и т.д. Выглядят роботы несколько угловатыми, но, по крайней мере, они полностью трёхмерные - вы можете рассмотреть их со всех сторон. На первом уровне вам попадутся такие роботы:
Portable Equalizing Standard Transbot (PEST):



Малоопасен (на лёгком уровне сложности), движется медленно, стреляет какими-то маленькими огненными шариками, от которых можно без труда увернуться. Убивается с двух выстрелов.
Preliminary Integration Groundbot (PIG):




Тоже малоопасен. Но несколько более прочный - убивается с четырёх выстрелов лазером. Движется тоже медленно. Стреляет лазерами.
Internal tactical droid:




Этот робот более опасен, чем предыдущие. Он непрочный - его можно убить с одного выстрела. Однако он очень быстро двигается, да ещё и маленького размера - поэтому в него очень трудно попасть. Кроме того, он использует тактику "выстрелил - убежал", да ещё и двери умеет открывать! Вооружён чем-то вроде пулемёта (light Vulkan).

Итак, следуя за Guide-bot, вы рано или поздно найдёте красную карточку-ключ, выглядит она так:




Будьте осторожны с лавой (в комнате с ключом) - не прикасайтесь к ней, она повреждает корабль. Как только вы возьмёте ключ, Guide-bot напишет Finding reactor ("ищем реактор"). Можете последовать за ним, а можно более тщательно исследовать уровень в поисках чего-нибудь интересненького. А такового на этом уровне хватает. Кстати, можете воспользоваться картой, она вызывается нажатием Tab :




Положение корабля обозначается серым шариком со стрелкой. Кругом я обвёл необследованную область - там линии коридора обрываются. Зелёным прямоугольником обозначены обычные двери. Карта управляется теми же клавишами, что и корабль, т.е. влево, вправо и т.д. Вращать её можно мышью. Внимательно обследовав первый уровень, вы найдёте много полезного оружия и предметов. Например, можно найти пушку Vulcan:




Она, по-моему, значительно лучше лазеров, т.к. пули достигают цели практически мгновенно, поэтому целиться намного легче. Если бы какой-нибудь физик увидел, что пули летят быстрее лазерных лучей, у него бы, наверное, случился удар. :-) Единственный недостаток Вулкана - для него нужны свои патроны, которые не везде можно найти.

Если хорошенько поискать, то на первом уровне можно найти и заложников (hostage). Выглядят они так:




Можно их подобрать. Единственное, правда, что это даёт - очки.
Ещё можно найти комплект бомб (мин):



Чтобы их установить, нажмите кнопку B, и тут же уходите с этого места, иначе подорвётесь. Любое касание к мине - и она взрывается. В боевой обстановке толку с них мало, но можно их использовать как ловушку для особо юрких врагов.

По уровню также раскидано несколько разных видов ракет. Flash-ракеты создают вспышку, дезориентирующую роботов. Homing-ракеты сами наводятся на цель - это очень удобно.

Итак, собрав оружие, летим к реактору. Собственно, реактор - конечная цель на большинстве уровней - вы должны его уничтожить. Выглядит он так:




Его, как правило, охраняет множество роботов, да и сам он стреляет красными шарами. После того, как вы его подорвёте, приятный женский голос скажет "Self destruct sequence activated", и начнётся обратный отсчёт до взрыва. Вам нужно срочно уносить ноги! Следуйте за Guide-bot - он проведёт вас к эвакуационному выходу. До взрыва реактора этот выход закрыт и выглядит примерно так:




Как только начнётся отсчёт до взрыва, дверь откроется. Залетайте туда - и уровень закончится.

На втором уровне вас ждут новые противники, оружие, предметы и т.д. Он значительно сложнее. Труднее найти Guide-bot, труднее добраться до реактора - теперь нужно два ключа. Появились вот такие генераторы роботов:




Вы можете уничтожить всех роботов в комнате, а когда вернётесь, вас будет поджидать засада!


Обращайте внимание на вот такие пульты:



Если их разбить выстрелом, то что-нибудь произойдёт: откроются двери, отключится силовое поле и т.д. Старайтесь уничтожать все пульты на своём пути. Вот, например, красная карточка на втором уровне находится в маленькой камере, вход в которую закрыт силовым полем-решёткой. Чтобы туда войти, нужно выстрелить сквозь "прутья" решётки по пульту внутри - поле отключится.

Также опасайтесь вот такого робота под названием Bandit:




Он вооружён только Вспышкой (Flare), но очень быстро летает. Главная его особенность - он может красть ваше, с таким трудом собранное, оружие и инвентарь! При этом его очень трудно убить - он очень прочный и быстрый. Догнать его можно только с ускорителем (Afterburner). Порой он приводил меня в настоящее бешенство - я гонялся за ним, пока у меня не кончалась энергия для ускорителя или патроны. Но, к счастью, если его взорвать, то выпадают всё захваченные им предметы. Кстати, Bandit может убегать от вас в запертые двери. Однажды мне удалось залететь вслед за ним в замкнутую дверь, не имея ключа - но это очень сложно сделать.

Но не буду рассказывать дальше - а то вам не интересно будет играть! Вас ждут новые роботы, новое оружие (его в игре 20 видов) и многое другое!


Сетевая игра


Descent 2 поддерживает сетевую игру через IPX, модем и нуль-модем. Я пробовал только последний вариант - про него и расскажу. Все настройки делаются непосредственно в самой игре через пункт меню Multiplayer, что выгодно отличает Descent 2 от других игр того времени - там часто для связи нужно запускать специальную программу (commit.exe, например) и т.д... Я использовал самый примитивный нуль-модемный кабель из трёх проводов - две перекрещенные линии принимаемых/передаваемых данных и земля. Далее нужно выбрать Multiplayer->Modem/serial game. Настраиваем параметры COM-порта (номер и скорость) через COM Settings. Нажимаем Establish null-modem link. То же самое и на втором компьютере. "Сервером" будет тот, где вы нажали Establish... раньше - именно на нём настраиваются параметры сетевой игры. Если компьютеры успешно соединились, на экранах обоих появится меню с тремя пунктами:
Start game - начать игру.
Send message - послать сообщение на другой компьютер.
Close link - прекратить связь.

Нажимаем на "сервере" Start game - на втором компьютере должно появится окошко подтверждения - нажмите ОК. На сервере появится окно настроек сетевой игры, основные пункты которого:
Level - выбрать один из 24-х игровых уровней (тех же, что и в одиночной кампании).
Тип игры:
Anarchy - тот же deathmatch, т.е. ваша цель - уничтожить оппонента.
Robo-anarchy - то же самое, но на уровне будут роботы.
Cooperative - кооперативная игра против роботов.
В игре через IPX есть ещё пару типов игры - захват флага, командная Анархия и т.д.
Ползунком difficulty выбираете сложность игры.
Indestructible lights - нельзя будет разбивать светильники.
Choose objects allowed - позволяет выбрать разрешённые на уровне предметы и оружие.
Show all players on automap - показывать всех игроков на карте - это облегчает поиск вашего противника.

Настроив всё, нажимаем Enter - и вперёд. Несмотря на довольно низкую скорость соединения (максимум в настройках - 38400 бит/с) торможения я не заметил - всё работало нормально. Ну, а в остальном - всё как в обычной сетевой игре - счёт, после смерти игрок появляется в случайной локации и т.д. Можно перейти на следующий уровень, если взорвать реактор и влететь в эвакуационный выход. Только то же самое затем должен сделать и второй игрок. В режиме Anarchy вам даны все ключи, в Cooperative их нужно собирать как обычно. Причём у каждого игрока должен быть свой набор ключей - вы берёте одну, скажем, красную карточку-ключ, то же самое делает второй игрок - берёт ещё одну карточку, иначе он не сможет открыть запертую дверь. Guide-bot на сетевых уровнях почему-то нет - даже в режиме Cooperative.

В общем, сетевая игра в Descent 2 сделана на вполне хорошем уровне.


Чит-коды


Я, вообще говоря, чит-коды практически никогда не использую. И вторую, и третью части игры Descent прошёл без них. Но бывают, конечно, ситуации, когда они могут пригодиться, например, в случае какого-нибудь бага, или чтобы можно было поближе рассмотреть роботов-врагов, что без кодов сделать затруднительно. Кстати, во многих источниках приводятся чит-коды, которые не работают в полной версии игры, а только отбирают у игрока весь щит и энергию, оставляя по 1%. При этом появляется надпись: "Take that... Cheater!" ("Получи... Читер!" :-) Здесь я привёл только те коды, которые у меня работают в "урезанной" полной версии 1.0 (не демо). Коды нужно вводить непосредственно в игре. Если код введён удачно, то вы услышите, как женский голос говорит укоризненно "Cheater!"

Итак:
ALIFALAFEL - получить предметы (ускоритель, фонарь и т.п.)
ALMIGHTY - неуязвимость.
GODZILLA - роботы взрываются при столкновении с вами.
GOWINGNUT - Guide Bot начинает стрелять во врагов.
HELPVISHNU - создать ещё одного Guide-bot. Можно использовать несколько раз.
HONESTBOB - всё оружие.
ORALGROOVE - всё ключи.
ROCKRGRL - полная карта.
DUDDABOO - всё оружие начинает стрелять рикошетом, включая ракеты (и у ваших противников тоже).
LPNLIZARD - всё оружие становится самонаводящимся - включая лазеры.
DELSHIFTB или FOPKJEWA - перейти в конец уровня, когда реактор уже взорван.
FREESPACE - переход на любой уровень.
SPANIARD - убрать всех роботов с уровня. Повторное использование убирает Guide-bot.
FRAMETIME - показывать FPS.
PIGFARMER - Появляются какие-то надписи "Hi John!!!" и др.
BITTERSWEET - текстуры на стенах начинают как-то интересно "плавать".

Заключение


Поздравляю с тем, что дочитали статью. Это, наверное, было нелегко. :-) Надеюсь, что моя статья убедила вас попробовать поиграть в эту игру. Если же вы в неё уже играете или играли, то, надеюсь, вы узнали из этой статьи что-то новое. Серия игр Descent не получила такой известности, как другие игры того времени. Тем не менее, она заслуживает того, чтобы обратить на неё внимание.


Приложения


Скриншоты были получены, в основном, в DosBox 0.72 (через Ctrl+F5), а также через встроенную в игру систему. Часть картинок извлечена непосредственно из файлов игры с помощью программы DXT2 и PolyModel View.


Демо-файл с прохождением первого уровня.

Его нужно разархивировать в каталог descent2\demos, а потом выбрать в игре View demo и имя этого файла.


Небольшой видеоклип с записью одной моей "битвы" в игре (извиняюсь за качество - лучше не могу):




Видеоклип сделан в DosBox с последующим пережатием в VirtualDub.



Обсудить статью в специально созданной ветке форума. Эта статья прислана на конкурс.

© Текст, иллюстрации, видео - Александр Унтевский

© Железные призраки прошлого - 2009 г.

Опубликовано 28 мая 2009 г.


Дополнения или поправки на phantom@sannata.ru

 


На главную страницу сайта

На страницу конкурсов



Авторские права и условия копирования материалов