Железные призраки прошлого

Компьютерная история

СтатьиСтатьиСтатьи
Cтарое железо и софт

МузейМузейМузей
Старые компьютеры

ФорумФорумФорум
Полигон призраков

ОбщалкаКонкурсыКонкурсы
Статьи и фото



Искать на сайте:
Мой первый компьютер: ПОИСК



Эта работа прислана на наш конкурс
Автор - Евгений Пелега

Давным-давно, в нашей с вами галактике... (где-то в СССР в середине 80-х) мне предстояло испытать укол. Самый-самый обычный. В попу.
Когда тебе семь лет, ты уже себя чувствуешь как личность. И уже пытаешься бороться с жизненными невзгодами - особенно такими тяжелыми, как укол в попу. И я боролся. Ныл, упирался, спорил. В конце-концов, испытав все аргументы и угрозы, мама махнула на меня рукой и чтобы хоть чем-то закрыть мне рот, купила в ближайшем к больнице киоске первую попавшуюся на глаза детскую книгу. И мой рот закрылся, потому что книга оказалась намного интереснее всех сказок и приключений, которые я до этого читал.
Называлась она... нет, не вспомню уже. Зато хорошо помню ее содержание - это была книга про школьный кружок программистов, которые работали на калькуляторах БЗ-34. С примерами программ и уроками. Так, сама того не ведая, моя мама определила мою будущую профессию :)
Заодно мама избавила себя от необходимости думать, что мне подарить на день рождения - теперь больше всего на свете я хотел программируемый калькулятор. Это было недешево, но тогда шахтеры (мой отец был шахтером) получали очень неплохо, и могли себе позволить такие подарки. Тем более что после него я бы гарантированно отвалил в виртуальную реальность на год-полтора, дав родителям немного спокойной жизни.

В общем, моя мечта была осуществлена даже в большей степени, чем я мог надеяться. Мне досталась "Электроника МК-61". Что это было:
- Двухчиповый процессор с последовательным интерфейсом. Мне трудно судить о том, чем последовательный интерфейс проще в реализации, чем параллельный - но скорость его работы была впечатляющей. Он делал три операции в секунду. Ну, если быть точным - три микропрограммных операции. Это все ж таки калькулятор был. И еще он разгонялся. У него был тактовый генератор, и заменой резистора в его цепях можно было регулировать его частоту. И калькулятор успешно разгонялся - на 30%, до четырех операций в секунду :). Современные Атлоны и Пентиумы нервно курят в сторонке.
- Память для программ. Естественно, тоже с последовательным интерфейсом. Причем мой экземпляр "Электроники" оказался особенным - у было аж 120 байт памяти! Это было очень круто, потому что по паспорту там должно быть всего 105 байт, и другие такие калькуляторы вполне соответствовали спецификациям.
- Память для данных. Эта машинка имела "гарвардскую архитектуру". Данные и код хранились отдельно. Для данных предназначалось 16 регистров. В регистр помещалось число с мантиссой из восьми символов и двухсимвольной экспонентой. Калькулятор мог, впрочем, делать расчеты и с более крупными числами. Но "благодаря" маленькому индикатору его вычислительные способности были искусственно ограничены.
- Регистры общего назначения. Еще четыре регистра были объединены в стек - это были "рабочие" регистры. В них производились вычисления, в них вводились данные, и из них извлекался результат.
В общем, не машина, а вычислительный монстр. Микроконтроллер i8051 нервно курит в сторонке в компании с Атлоном и Пентиумом.
Выглядел... хотя почему выглядел? Он жив и здоров до сих пор, проучившись десять лет в школе и пять лет в институте (причем не только со мной, но и с несколькими моими соседями), сделав несколько сотен контрольных, лабороторок и курсовых. Выглядит он вот так:
Электроника МК-61

"Электроника" быстро стала любимой игрушкой во дворе - благодаря огромному количеству игровых программ под нее. "Крестики-нолики", "Морской бой", "Охота на чудовище" и т.д. Ну а самым заманчивым было, конечно, написать что-то такое самому. И писали ведь. И даже устраивали соревнования - кто лучше придумает алгоритм, кто быстрее напишет и т.д. Потом, когда в моде были буржуйские "экономические" игры типа Монополии или  Менеджера, мы приспособили калькулятор под электронный банк - в его регистрах хранилось бабло игроков, а программа осуществляла переводы со счета на счет :)
Жутким недостатком этой машинки была невозможность ввода информации во время работы программы. Т.е. приходилось задавать данные, запускать на исполнение, и ждать останова. Но и тут нашлась лазейка - у калькулятора был переключатель режима работы для тригонометрических функций - радианы/грады/градусы. Вот его-то было можно дергать в любой момент. И мы подбирали такие аргументы, чтобы от положения переключателя можно было вычислить адрес перехода к нужной подпрограмме... Черт возьми, как я сочувствую тем ребятам, которые узнали программирование по Delphi или Visual Basic...
Но прогресс не стоял на месте, и однажды в нашу беззаботную дворовую жизнь ворвался знаменитый Z80. Отец моего товарища был радиолюбителем, и венцом его творений в конце-концов стал типичный советский ZX Spectrum. Да-да, тот самый. С текстолитовым корпусом, магнитофоном "Весна" и телевизором "Шилярис". Хотя нет, клавиатура у него была особенная. Это была его гордость - настоящая полноприводная механическая клавиатура. Где он ее достал, неизвестно. Но она была, и работала не в пример лучше нынешних пленочных.
Приход Спектрума быстро превратил "ассемблерщиков" в "геймеров" и "прикладников". Я попал во вторую, более малочисленную группу. И хотя мне тоже было интересно побегать ниндзей-саботером или построить город Simcity, больше всего меня привлекал Бейсик. Первую программу я написал сразу - как только объяснили суть.
10 Print "Нажмите Enter и вы узнаете правду"
20 Input s$
30 Print "Болгов Саша - козел"

Болгов Саша - это был собственно тот товарищ, у которого был компьютер. Мы с ним дружили, несмотря на такие вот мелкие пакости. И особых проблем в том, чтобы поиграть или что-нибудь написать, не было. Но все равно, чужой компьютер - это чужой компьютер. Мне хотелось своего, и уже не "Спектрума", так как необъятных 48 килобайт ОЗУ уже становилось маловато...

Может быть, первым моим компьютером стал бы Спектрум-128. Может быть... если бы умные парни из "Электронмаша" не вздумали бы создать простой и очень дешевый IBM-совместимый компьютер, который в начале 90-х буквально смел 8-битные машинки, как буря уносит пыль. Быть может, в других городах СССР "героем" был другой аппарат, а быть может, и вообще не было этой революции. Но у нас в то время слово "IBM" означало одно - речь шла о "Поиске" :)

Поиск


Итак, одним приятным летним днем я возвращался домой с радиорынка. В желудке было пусто, в карманах тоже. Зато в рюкзаке за спиной приятно покачивалась невообразимая сила - системный модуль "Поиска". На этом сайте есть его описание, но его стоит уточнить.
За бережливо собранные 35 баксов мне досталось:
Процессор КМ1810ВМ88, 4.77МГц
8 К ПЗУ (16 К - вариант с BootROM, такие машинки ставились в учебных классах)
512 К ОЗУ (это казалось вообще невообразимым объемом. Впрочем, в самых первых моделях "Поиска" ОЗУ было на К565РУ5, и всего 128К)
Из них 32К было отдано видеоадаптеру. Видео - это было больное место "Поиска". Являясь в общем-то CGA-совместимым, этот адаптер работал только в графическом режиме, эмулируя текстовые. Кроме того, расходуя основную память, видеоадаптеру приходилось конкурировать с процессором за доступ к ОЗУ. Поэтому видеоподсистема тормозила весь компьютер. Но тогда мне было плевать, что и где там тормозит.
Четыре слота расширения обещали, что мне еще долго придется экономить на школьных обедах и мыть машины. А расширять там было много чего...
Шина "Поиска" была аналогична 8-битной ISA. Но то ли наши инженеры решили сломить IBM с помощью конкурирующего интерфейса, то ли наоборот побоялись, что отечественную периферию тогда никто не будет покупать... В общем, шина "Поиска" была механически и электрически несовместима с ISA. Механически - благодаря разъему. А электрически - просто пару-тройку сигналов сделали инверсными. Наверное, при желании можно было преодолеть это препятствие, но желающих я не видел. Потому что родных плат расширения для "Поиска" хватало на все случаи жизни.

Значит, платы расширения. Доступность этого компьютера достигалась весьма хитрым ходом - в базовой конфигурации там не было практически ничего, только встроенный контроллер магнитофона и видео CGA с выходом на TV. Потом уже, по мере роста финансового состояния юзера, он мог докупать новые детальки для своего "конструктора".
От обилия всевозможных плат расширения у бывшего пользователя Спектрума разбегались глаза. Можно было купить:
- Адаптер дисковода. Это было первое, что покупалось пользователем. Но и стоило немало. Поддерживал до двух флопиков 360К и 720К. Заставить работать с современным 3.5" флопиком мне его, увы, так и не удалось. Первый трек отформатированной на 720К дискеты он читает, а потом выдает Sector not found :(.
- Адаптер жесткого диска MFM. По сравнению с ним адаптер дисковода казался не таким уж и дорогим...
- Дополнительная память. Были модули по 512К и по 256К. Первые обычно покупались для компьютеров с 128К базовой памяти. Если у тебя была машина с 512, то максимально она расширялась только до 640К. Впрочем, путем нехитрых манипуляций над дешифратором адреса в модуле 256К он увеличивал объем ОЗУ до 768К. Неизвестно, каким образом, но DOS 3.30 нормально работала с этим объемом, несмотря на задекларированное ограничение в пресловутые 640К.
- Дополнительная память 512К с LPT-портом. Этот монстрик - попытка сэкономить один слот за счет "интеграции"
- Собственно адаптер портов. Имел один последовательный и один параллельный порт. Но если с параллельным портом после обработки разъема паяльником можно было подружиться (читай - подключить принтер), то от последовательного было мало толку. Несмотря на принципиальную совместимость с СОМ-портом (те же сигналы, 12В, та же схемотехника - КР580ВИ53 + КР580ВВ51), он почему-то лежал в других адресах. Вот и думай, что было в голове разрабатывающего его инженера?
- Адаптер мыши. И мышь. Мышь - как же без нее? На самом деле в те времена без нее было в общем-то неплохо. Но она была. Наверное, мышью ее все-таки называть было как-то неполиткорректно по отношению к этому маленькому зверьку. Скорее, крыса. Или даже бобер. Большой такой сероватый бобер с тремя кнопками и эмблемой «Поиска».
- Адаптер джойстика с джойстиком. Эта вещь, в отличие от мыши, была куда более востребована. Да и стоила копейки. Джойстик был несовместим с РС-шным джойстиком, и работал с помощью резидентного драйвера, который при срабатывании кнопок и рукоятки джойстика эмулировал нажатия на клавиатуру.

Джойстик


- Модем. Сейчас это назвали бы «внутренним модемом». «Поиску» вовнутрь ничего поставить было нельзя, но принцип был тот же. Модем был программным, Lexand-совместимым (о, боже!) и работал на честных лександовских 2400 бод. Кстати, если у кого-то найдется лександовский драйвер…
- Внешние видеокарты. Я видел VGA и CGA-адаптеры. Смысл существования второго заключался, пожалуй, в большем быстродействии в сравнении со встроенным видео. Впрочем, мне так и не удалось заставить работать такой адаптер. Если вдруг кто знает как…
- Программатор. Это уже для радиолюбителей. Но тоже полезная вещь.
- Звуковая плата. Вроде бы даже «саундбластер». Но я в то время вполне был удовлетворен РС-спикером, и о такой роскоши даже не помышлял.
- Ну и, конечно, монитор. Родных мониторов к «Поиску» не выпускалось, но чаще всего покупались вездесущие «Электроника МС6105». Хоть и черно-белые, но очень качественные и надежные, эти мониторы до сих пор пользуются популярностью у технарей. - И да, я еще забыл про картриджи. К «Поиску» продавались картриджи с программами. Все было просто как в «Денди» - вставляешь картридж с ПЗУ в свободный слот, включаешь питание – и BIOS мгновенно загружает программу в картридже.

Adapters


Как видно, несмотря на несовместимость с РС, «Поиск» не испытывал недостатка в комплектующих.

В общем, я тоже ввязался в эту гонку вооружений. Первым делом купил системный модуль и гордо водрузил его на стол. На вопрос родных «Как это работает» скромно ответил: «Пока никак». Родители пообещали меня убить – а какую еще реакцию может вызвать чадо, потратившее кучу (а время уже было довольно мрачное) денег на бесполезную неработающую железяку (и неизвестно, заработает ли она вообще когда-нибудь).
Но я-то был уверен… Блок питания стоил еще десять у.е., и пришлось перемыть еще немало машин на перекрестке, прежде чем я поставил на стол еще одну коробку и включил это в сеть. В общем, лампочка загорелась…
Осталось дело за малым – дисплей и накопитель. С магнитофоном особых проблем не было, эта вещь в хозяйстве нашлась. Куда сложнее стало с подключением цифрового девайса к мощному ламповому агрегату «Электрон 738Д». На видеовход у этого телевизора советские инженеры по понятным причинам поскупились. Пришлось опять идти на радиорынок, добывать модулятор. Добыл. Принес. Не работает. Пошел менять, принес другой. Все равно не работает… Снова на радиорынок…
После нескольких бесплодных попыток все-таки рискнул залезть внутрь компьютера. И вот тут-то я понял истинный подлый смысл фразы «производитель оставляет за собой право вносить изменения в конструкцию устройства, не отраженные в настоящей документации». Там не было питания. На разъем с видеовыходом должно подаваться +5В, специально для модуляторов. В моем аппарате на этот контакт явно забили… а продавцы на радиорынке к этому моменту уже начинали меня тихо ненавидеть… Снова идти за модулятором я уже постеснялся. Взял у соседей дохлую «Денди». Бедняжка не пережила замену картриджа с включенным питанием. Но и после смерти она смогла порадовать детей – ее модулятор оказался вполне исправным, и уже через пятнадцать минут на третьем канале метрового диапазона в моей квартире вещалась заставка кассетного монитора «Поиска»:
BIOS(c) ПОИСК, 1991
=================
F1 – Работа с кассетой
F2 – Работа с ПЗУ

С умным видом понажимав на F1 и F2, мы (мы – это был я и соседские ребята, которые пришли посмотреть на трепанацию Денди) осознали, что нам предстоит еще один поход на радиорынок. За программами.
В то время на рынке в большом количестве продавали кассеты для всяких Спектрумов-Синклеров. «Поиски» были в меньшинстве (все уважающие себя пользователи «Поиска» имели дисководы), но и для них можно было найти свой софт.

Кассеты


Мне была нужна система программирования, знал я на тот момент только Бейсик, и собирался купить именно Бейсик. Но судьба и тут сыграла свою злую шутку, опять подкорректировав мою будущую специализацию. Купленный мной Бейсик не был родным для «Поиска». Это была система для «Электроники МС 1502» - IBM-совместимой реинкарнации некогда вездесущей УКНЦ. Несмотря на «IBM-совместимость», различий между Электроникой и Поиском оказалось достаточно, чтобы Бейсик зависал сразу после загрузки. Помучавшись с ним, я пришел к продавцу и спросил, что у него еще есть.
- Только Форт и Паскаль.
Названия эти мне тогда ничего не говорили, поэтому я спросил:
- А что из них лучше?
- Конечно, Паскаль, - однозначно ответил продавец, всем видом показав удивление, что я не знаю такого очевидного факта.
И тогда я купил Паскаль.
Это была тщательно переписанная и покромсанная версия на основе TurboPascal 3.0. Если бы ее увидели авторы из Borland, их бы плющило и колбасило не меньше недели. Итак, фичи:
- Русификация. Да, это ведь отечественный продукт. Поэтому он был полностью русифицирован
- Черепаховая графика. Это было слишком примитивно. Функции управления этим животным были безжалостно вырезаны
- IDE. В конце 80-х IDE TP3.0 уже смотрелась мягко говоря, архаично. Поэтому скромный черный экран оснастили здоровенным меню в треть этого самого экрана. Перемещаться по нему можно было стрелками. В редакторе же меню исчезало, поэтому пришлось сначала сделать несколько проходов по клавиатуре, чтобы найти кнопку возврата в меню. Эх, если бы кнопку… Ctrl+K+D – каково звучит?
- Компиляция. Да, это был не какой-то Бейсик. Это был настоящий кассетный компилятор. Он умел делать исполняемый файл и записывать его на кассету, откуда потом этот файл без проблем грузился монитором.
- Исходники. Да, это точно был не Бейсик. Нет, конечно, кроме исполняемых файлов он мог и исходники сохранять. Но вот в отличие от Бейсика, он не мог их загружать. Функция такая имелась, естественно. Но увы и ах, не работала…
Благодаря этому компилятору выработался особый стиль программирования. Т.е. сначала долго-долго думаешь, ходишь кругами вокруг компьютера, постепенно сокращая их. Потом садишься и пишешь, пишешь, пишешь… пока не напишешь. Или пока оно не зависнет. Если написал – компилируешь на кассету и ходишь счастливый, показывая друзьям свою программу. Исходники… а самые ценные исходники писались в тетрадку. А не ценные исчезали после выключения питания. Ну и что тут такого? Все равно это было чертовски интересно!

А потом… А потом пришло время MS DOS. Я купил адаптер дисковода и сам дисковод. Замечательная штука, Электроника МС5311. На целых 720КБ. Да и адаптер был не простой, а «турбированный». Не знаю, в чем это турбирование заключалось (как минимум в смене прошивки), но скорость работы с дисководом такого адаптера была ощутимо выше. Кстати, и тут не обошлось без эксцессов, вызванных нетрадиционной ориентацией конструкторов «Поиска». Дело в том, что в адаптер дисковода тоже была вложена частица индивидуальности. Будучи в целом совместимым с обычным ХТ (или даже АТ, потому как поддерживал только два флопа), он отличался перепутанными линиями DRIVE SEL0 и DRIVE SEL1. Снова поход на радиорынок… и мне повезло, что мужик, который продавал мне флопик, знал об этом свойстве адаптера.
Другой интересный момент был связан с самим флопиком. Нет, это был отличный флопик. Он честно читал все, что ему подсунут. И писал он тоже честно и качественно. Он почему-то не мог делать только одну операцию – форматировать диски. Вместо этого он затирал нулевую дорожку и с сообщением «Неверный носитель или испорченная дорожка» завершал работу. Вот такая грустная ситуация была. Кстати, это сейчас все дискеты продаются уже отформатированными. Тогда такого удовольствия нам не доставляли… Но и тут нашелся выход. Пусть и извращенный до неприличия, но все-таки действующий. Это был Norton Disk Doctor. Прилежный дисковый доктор версии 4.5 терпеливо, кластер за кластером, «ремонтировал» неформатированные дискеты. В результате, через несколько часов жужжания (а куда было торопиться?) на выходе получалась нормальная, живая дискета.

'Поиск' в сборе


Дальше были Turbo Pascal 5.5., объектно-ориентированное программирование, компьютерная графика… И, конечно, самодельный графический редактор. Любой программист в детстве писал графический редактор :) Несмотря на довольно скромные возможности «Поиска» в отношении графики – все-таки рисовать было можно.

Графический редактор

Графический редактор


Боже, на нем мы даже делали имитационные модели, применяя метод Монте-Карло. Пусть он часами просчитывал задачи… но просчитывал ведь!

В конце-концов все изменяется. Однажды в моей комнате, весело перемигиваясь всеми 16,7 миллионами цветов, появился тупой, но жутко мощный новенький Pentium 150 с не менее новеньким 95 маздаем. А мой «Поиск» отправился учить соседского мальчишку. Мальчишка уже давно вырос и уехал, и я не знаю судьбу этого компьютера. Скорее всего, он кончил свою жизнь, как и почти все его собратья – под паяльником некрофила, отдав ему свои два грамма золота и десять миллиграммов палладия.
Программирование давно перестало быть романтикой, превратившись в обычное ремесло. Delphi 2005 и Visual Studio .NET в сравнении с Turbo Pascal – это как конвейер с пресс-формой в сравнении с руками скульптора. Но это всего лишь работа. А где-то в уголке многогигабайтного пространства моего монстра
Современная система
до сих пор лежат те первые программы, с «Поиска».
Впрочем, пару лет назад я спас один такой компьютер от переработки. Кстати, это он позировал на фотографиях :).

И хотя старого друга он уже не заменит, но все же садясь за клавиатуру этой машины, и запуская кассетного диггера (в качестве магнитофона отлично сгодилась моя рабочая станция – я переписал программы с кассет в wav-файлы), вновь на какое-то время превращаешься из ленивого и злого программиста в юного пацана, которому еще столько предстоит открыть…

© Фотографии и текст - Евгений Пелега

© Железные призраки прошлого - 2005 г.

Опубликовано 17 октября 2005 г.


Дополнения или поправки на phantom@sannata.ru

 

Обсудить статью в форуме     Оставить запись в гостевой книге.

Написать письмо авторам.

Вернуться в раздел



Авторские права и условия копирования материалов